СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН
Разъемные
Шлицевые соединения
Наряду со шпоночным соединением ступицы колеса или шкив с валом используют шлицевые. Шлицы подставляют собой выступы на валу, которые входят в соответствующие им пазы в ступице колеса.

Шлицевые соединения бывают неподвижные и подвижные, обеспечивающие возможность осевого перемещения колеса вдоль вала, что зачастую применяют в коробках передач автомобилей и металлорежущих станков.

Шлицевые соединения, по сравнению со шпоночными могут передавать большие вращающие моменты, обеспечивают более равномерное распределение давления по сопрягаемым поверхностям, более точное центрирование ступицы относительно вала, лучшее направление при перемещении ступицы по валу и большую прочность вала.

Наибольшее распространение в машиностроении получили прямобочные шлицевые соединения. Его применяют с центрированием по наружному, внутреннему диаметрам, а также по боковым поверхностям шлицев.

Центрирование

                                                                                                                                                                                                          Кроме прямобочных шлицевых соединений применяются также треугольные и эвольвентные соединения. Треугольные шлицевые соединения применяют только в качестве неподвижных соединений, центрирование только по боковым поверхностям. Число и размеры поперечного сечения шлицев принимаются в зависимости от диаметра вала по ГОСТу. Шлицевое соединение рассчитывают на смятие. Зубья вольвентных шлицевых соединений имеют вид зубьев цилиндрических зубчатых колёс, центрируют по внешнему диаметру и по боковым сторонам зуба. По сравнению с прямобочными соединениями могут передавать большие вращающие моменты.  

Типы шлицев:


                                              
Резьбовые
Шпоночные
Шлицевые
Неразъемные
Сварные
Заклепочные
Главная